воскресенье, 22 марта 2020 г.

Эрих Фромм «Бегство от свободы»

Книга Э. Фромма «Бегство от свободы» увидела свет в 1941 году, в период разгула нацизма и необходимости подчиняться. Свобода личности во время Второй Мировой войны стала понятием призрачным и уязвимым, но актуальным и значимым практически для каждого человека. Тогда независимость от оков чужих правил была по-настоящему опасной. Парадоксальное утверждение. Мы привыкли думать, что свобода является «высшим благом» для каждого из нас. Так почему люди ее боялись и боятся? Как возникает желание «спрятаться среди себе подобных», ограничив собственную независимость?

Психика и свобода

Эрих Фромм – еврей по национальности, проживающий с детства в Германии. В 30-40-х годах ХХ столетия данное утверждение звучало как приговор. Автор был человеком дальновидным: в 1934 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер, он эмигрировал в Америку, где и написал столь значимую для того периода книгу.
Примечательно, что первоначальной проблемой, которую поставил автор перед работой над монографией, являлось исследование психики современного ему человека. Однако, политические реалии заставили Эриха Фромма пересмотреть собственные взгляды. Автор обратил все свое внимание на ключевой, по его мнению, аспект – значение свободы для психики. Социокультурный кризис того времени диктовал собственные правила.

Фромм пишет: «Целью настоящей книги как раз и является анализ тех динамических факторов в психике современного человека, которые побуждают его добровольно отказываться от свободы в фашистских государствах и которые так широко распространены в миллионных массах нашего собственного народа» [1, С. 3].
Автор спрашивает о том, какое удовлетворение получает индивид от подчинения. Фромм замечает, что в Германии множество людей с легкостью отказались от собственной свободы столь же самоотверженно, как в свое время добивались ее. Возможно, существует инстинктивная тяга к подчинению? Если такого феномена не существует, то чем объяснить желание подчиняться тоталитарному вождю? Фромм предположил, что подчинение может выступать источником тайного удовлетворения, ради которого человек готов принести в жертву собственные интересы и ценности.

В первой главе монографии автор вводит понятие «адаптация». Он знакомит читателя с механизмами статической и динамической адаптации. Если первый вариант проявляется в новых привычках, которые не влияют на характер человека в целом, то с динамической адаптацией дела обстоят куда серьезней. В качестве примера, демонстрирующего ее, Фромм приводит ситуацию с ребенком, который воспитывается строгим, авторитарным отцом. Возникновение враждебности по отношению к родителю в данном случае неизбежно. Однако проявить ее ребенок не может, так как испытывает страх. Наиболее выгодное решение – подавить враждебное отношение к отцу, проявить подчинение. Иногда подавленная агрессия проявляет себя бунтом против жизни и окружения в целом. Ярким примером динамической адаптации автор называет невроз.
Автор отмечает, что желание приспосабливаться к власти вызывают два вида потребностей: врожденные и приобретенные. Чтобы их удовлетворить, человек вынужден трудиться. Условия, в которых происходит рабочий процесс, определяются обществом. Отдельный человек не может повлиять ни на потребность в жизни, ни на социальный уклад общества. Пластичные черты характера развиваются именно благодаря этим двум факторам.
Автор также затрагивает тему моральной изоляции. Индивид нуждается в постоянной связи с окружающим миром. Неудовлетворение этой потребности грозит серьезными психическими расстройствами. Человеку жизненно необходимо относить себя к какой-либо системе. Иначе он утрачивает способность активно действовать, его стремление к жизни парализуется.
Постулатами теории Фромма можно назвать следующие утверждения:
  • человек является производным синтеза природных законов и исторической эволюции;
  • человек стремится избегать морального, духовного одиночества;
  • динамическая адаптация развивает чувства и некоторые черты характера (впрочем, в течение жизни последние могут изменяться);
  • благодаря динамической адаптации появляются все новые потребности, стремление к удовлетворению которых влияет на развитие не только индивида, но и общества в целом.

Процесс индивидуализации и две стороны одной свободы

Во второй главе автор поднимает вопрос о том, что означает свобода для человека в современных ему реалиях. Фромм говорит: «Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма смутным. Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром; уже сознавая себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя частью окружающего мира. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей – мы можем назвать этот процесс «индивидуализацией», – по-видимому, достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи Возрождения и до наших дней» [1].
То же самое отмечается в развитии отдельного индивида. Для того, чтобы отделиться от матери биологически, человеку нужно родиться. Но процесс функционального разделения происходит после рождения и постепенно: в первые месяцы и годы своей жизни ребенок связан с матерью крепкими узами. Он не свободен, однако эта незримая пуповина дарит ребенку чувство принадлежности, а вместе с ним и ощущение безопасности. Эту связь Фромм называет «первичными узами».


Процесс отделения, обретения свободы индивидуален. Он зависит от множества факторов, но одним из ведущих является воспитание. Этот процесс включает в себя не только похвалу, но и запреты, ограничения. С их помощью ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, возникает желание к независимости.
Фромм сравнил степень развития инстинктов у животных и человека. Он делает вывод: человеческая жизнь и свобода неделимы. Человек вынужден отказываться от инстинктивных форм поведения. Нарушение порядка – акт сугубо человеческий. Благодаря ему зародилась цивилизация.
По Фромму, развитие свободы двойственно: с одной стороны, за ним стоит развитие человека, с другой – свобода ведет за собой изоляцию, которая рождает чувство бессилия.

Эпоха становления свободы личности

Фромм утверждает, что свобода личности появилась вместе с крахом феодальной системы в Средневековье. Но получив свободу, человек утратил уверенность как в себе, так и в завтрашнем дне. В выигрышном положении оказались представители высшего класса: деньги, которыми они располагали, стали отличной защитой от нарастающей вследствие неуверенности тревоги. Тяжелее всего пришлось низшему классу. Угнетение его представителей постоянно росло. Терять человеку было нечего, бороться с угнетением приходилось самыми разными способами.
Защитила от чувства тревоги религия. Человек вновь приобрел принадлежность к какой-либо структуре, пусть и весьма сомнительную, так как облегчение было временным. Религия иррациональна, она не сняла тревогу, но подавила ее. Это способствовало развитию скрытой враждебности, которая оказывала влияние как на индивида, так и на социальную среду.

Аспекты свободы

Дальнейшая жизнь общества, по мнению Фромма, способствовала развитию позитивной свободы. Капитализм освободил от первичных уз, но вместе с этим подарил чувство одиночества. Религия по-прежнему оказывала на личность человека и чувство его принадлежности к социуму огромное влияние.
Сыграло роль разное отношение к богу: католики отождествляли любовь к нему с принадлежностью к церкви, в протестантстве индивид оставался с богом наедине, вера лютеранства была субъективна, Кальвин говорил о спасении (также весьма субъективно). Отношение к богу приходилось выбирать. Фромм утверждал: «Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирской жизни» [1].
Однако вспомним, что с развитием капитализма пришли и новые цели: основной стала экономическая выгода, финансовые победы. Индивид работал ради накопления собственного капитала и удовлетворения повседневных нужд. Субъективно процесс выглядел весьма радужно: человек трудился не столько ради себя, сколько ради достижения чужих, более амбициозных целей. Осознание этого факта порождало бессилие и чувство собственной ничтожности.
Проникновение рыночных отношений в личные привело к безразличию. Личность становится инструментом для увеличения капитала. Отсюда, по Фромму, появляется следующий феномен: личность превращается в то, что думает о ней рынок. Если спрос на индивида есть, он существует. Среди прочих факторов, на которые опиралось «я» индивида, автор называет престиж и стремление к власти.

«Механизмы бегства»

Если уверенность утеряна, мир предстает как нечто чужое, а чувства бессилия и никчемности захлестывают, перед человеком открываются два пути:
  1. Случайная связь с окружающей действительностью (происходит через трудовую деятельность, любовь, развитие врожденных талантов и способностей. Этот путь ведет к «позитивной свободе» [1].
  2. Отказ от индивидуальности. Он не устраняет возникающие апатию и одиночество, не снижает тревожность. Этакий путь в никуда, который не избавляет от ошибок прошлого, ведет к негативной свободе. У индивида теряется собственная цель, жизнь идет «на автомате».

Фромм знакомит читателя с тремя механизмами:

  • авторитаризм;
  • разрушительность;
  • автоматизирующий конформизм.
Так, автоматизирующий конформизм предполагает отказ индивида от личности и соединение ее с внешней силой. Это проявляется в садистских и мазохистских наклонностях, степень проявления которых индивидуальна.
Авторитаризм делит людей на слабых и сильных. Сила привлекательна, она стимулирует готовность к подчинению. Слабость, напротив, вызывает ярость, а за ней и желание унижать.
Разрушительность делится на 2 вида: реактивная (на агрессию извне) и активная (существующая в человеке постоянно). При наличии второго варианта индивид считается психически нездоровым.
«Бегство от свободы» следует внимательно изучить хотя бы потому, что книга дает развернутые ответы на многие жизненно важные вопросы. Если свобода начинает угнетать, внутреннее чувство тревожности нарастает, эта монография подскажет пути решения: можно примкнуть к большинству и при этом потерять себя, либо через труд, созерцание и творчество объединиться с миром, оставаясь собой в любых жизненных перипетиях. А какой путь выбираете вы?
Список использованных источников:
  1. Фромм Эрих Зелигманн. Бегство от свободы. / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.Александрова]. – Москва: АСТ, 2018 – 288 с. (серия «Эксклюзивная классика»).
  2. Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. Учебное пособие. / В. И. Добреньков. – Москва: Альфа-М, 2006 – 448 с. (серия «Спецкурс»).
  3. Нестеров А. В. Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. — с. 306-308.
Автор: Генберг Екатерина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
https://psychosearch.ru/biblioteka/732-escape-from-freedom
Источник: https://psychosearch.ru/biblioteka/732-escape-from-freedom

Комментариев нет:

Отправить комментарий