Известное высказывание: «Восток – дело тонкое». Восточный мир подчас
не поддается простому объяснению для представителей западного типа
ментальности и предстает перед многими бездной неведомых загадок и
тайных троп мудрости. Так или иначе, всё неизвестное манит человека.
Такова сущность Homo sapiens, обладающего пытливым умом и способного
преодолеть инстинктивное чувство страха. В этой статье будут раскрыты
принципы восточной логики на примере двух самых крупных «кладезей»
восточного мышления – Китая и Индии.
Китайская логика подчинена главной философской мысли, пронизывающей всю историю Поднебесной – беспрекословное соблюдение бесчисленного множества ритуалов, подчинение своего «Я» традиции и растворение в Вечности. Для китайцев важно понимание взаимосвязанности абсолютно всех процессов и действий.
Большую роль для логики играет китайская письменность – иероглифы. Чем, по сути, является иероглиф? Это не буква, это не предложение, это – образ. Образ сложен и многозначен, но Китай научился оперировать этими сложными для западного человека ментальными конструкциями.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-china
Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-chinaИсточник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-china
Общие принципы восточного типа логики
Несмотря на то, что Китай и Индия существенно отличаются друг от друга в культурном смысле, нельзя отрицать то, что они подпадают под схожие категории ментального развития. Таким образом, в качестве общих черт восточного типа мышления можно выделить следующие:- Интровертность – в духовном отношении Восток стремится к углублению, а не к расширению.
- Природоориентированность – принцип стремления к гармонии с окружающим миром, установление духовного баланса в человеке, антропоцентризм сведен к минимуму.
- Иррациональность – развитое абстрактное мышление, интуитивность, нелинейный тип логики.
- Первостепенность метафизического – любое деяние, будь то приготовление пищи, работа в офисе, просмотр кино или созерцание рассветного зарева в восточном мышлении всегда сопровождается подспудным стремлением или вопросом о гармонии внутреннего и внешнего. Восток обращается мыслями к сущности явлений, повседневные события толкуются с масштаба универсума, а не сиюминутной выгоды.
Характеристика китайской логики
Базис всей китайской мысли – учения конфуцианства, даосизма и в несколько меньшей степени буддизма. Грубой ошибкой будет воспринимать вышеперечисленное как религии по той причине, что эти воззрения не предполагают веры в бога или божеств в первую очередь.Китайская логика подчинена главной философской мысли, пронизывающей всю историю Поднебесной – беспрекословное соблюдение бесчисленного множества ритуалов, подчинение своего «Я» традиции и растворение в Вечности. Для китайцев важно понимание взаимосвязанности абсолютно всех процессов и действий.
Большую роль для логики играет китайская письменность – иероглифы. Чем, по сути, является иероглиф? Это не буква, это не предложение, это – образ. Образ сложен и многозначен, но Китай научился оперировать этими сложными для западного человека ментальными конструкциями.
Характеристика индийской логики
Буддийские школы ньяя и вайшешика целенаправленно занимались вопросами логики. Главной их задачей было выяснение правильного алгоритма и критериев достоверных знаний. Структура логических законов с точки зрения этих школ такова:- Начальная посылка.
- Основание.
- Пример.
- Дополнение.
- Заключение.
- Восприятие.
- Умозаключение.
- Сравнение.
- Свидетельство.
Заключение
Китай и Индия – два отличных друг от друга культурно-ментальных поля, в рамках которых формируются сложные концепции мировосприятия. Их не следует оценивать с точки зрения «правильно-неправильно», поскольку это ограничивает взгляд на жизнь, постичь которую в полной мере не под силу никому. Восточная логика – это лишь ещё одна грань познания мира, ведущая свою историю из глубины веков.Список использованных источников:
- 1. Юнг К. Г. – Йога и Запад, пер. с англ. М. А. Руткевич, 1936 г.
- 2. Борзова Е. П. – Восток и Запад: сравнительный анализ культур // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2010 г.
- 3. Крушинский А. А.Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-china
Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-chinaИсточник: https://psychosearch.ru/teoriya/problemy/707-logic-in-ancient-india-and-china
Комментариев нет:
Отправить комментарий