В жизни каждого менеджера компании либо главы производства
наступает момент задуматься: существует ли методика, позволяющая научить
практически всему не гения, а самого обычного трудолюбивого сотрудника,
стажера. Можно ли гармонично объединить западный опыт и восточную
философию управления. Как сделать так, чтобы предприятие работало, как
часы, и все были довольны. За что несет ответственность руководитель? На
первый взгляд, для ответов на эти вопросы может понадобиться не один
месяц. Однако, структурированные, интересные решения уже есть. О том,
как они связаны с психологией и как их использовать на практике — в этой
статье.
Психология менеджмента: что это и для чего
Развиваясь в современных условиях, психология менеджмента становится
все более значимой для продуктивной работы предприятия. В организованной
деятельности человека проявляются конкретные психологические
закономерности. Сама индивидуальная деятельность представляет собой
психологическую категорию — через неё реализуется связь психологии и
теории управления.
Под психологией менеджмента понимается междисциплинарное
научно-практическое направление, в рамках которого исследуются
психологические аспекты управления [3]. Главной задачей направления
является анализ психологических условий и специфики управленческой
деятельности. Цель психологии менеджмента — повышать качество,
продуктивность работы каждого специалиста и управляющего менеджера [1,
С. 140].
Качества «идеального» менеджера
В настоящее время существуют разные мнения о том, какие качества
формируют менеджера без недостатков. Вместе с тем, наиболее
востребованными (универсальными) являются американский и британский
подходы к оценке обязательных черт характера управляющей личности, когда
учитываются:
- ум, коммуникабельность, лидерство;
- умение принимать решения;
- твердость, дружелюбность, интерес к людям;
- организаторские способности;
- целостность, продуктивность, профессионализм.
За решеткой управления: что там на самом деле
Работа руководителя закономерно связана с вектором «производство» и
вектором «человек» [2, С. 180]. Р. Блейк и Дж. Моутон разработали
разделенное на 9 градаций поле. Оно формирует управленческую решетку
либо сетку [4, С.17], которая используется для оценки управления,
показывая успешность производства, взаимодействия руководителя с
коллективом, а также демонстрирует стили руководства.
Решетка стилей руководства Блейка—Моутона
По данной разметке представлены следующие характеристики стилей управления:
- стиль 1-1 не направлен на продуктивную работу и заботу об отношениях
в коллективе. Его можно назвать попустительским. Он малоэффективен;
- стиль 1-9 показывает рост атмосферы отношений, но в производстве возможны сбои;
- стиль 5-5 считается средним по всем параметрам и консервативным;
- 9 к 1 — показывает достаточную производительность без внимания к
межличностным отношениям в коллективе (авторитарный стиль), поэтому
стрелка идет вниз;
- 9-9 — оптимальный стиль руководства. Ориентирован на высокие
достижения в производстве, высокий уровень удовлетворенности работников.
Вместе с тем, для каждого, кто планирует или уже работает на
предприятии, практика всегда более актуальна, чем самые верные и
наглядные теоретические положения. Так можно ли управлять эффективно, со
знанием психологии, но без особого напряжения? Оказывается, да! И в
этом поможет опыт компании с мировой известностью: «Toyota». Успех этой
фирмы уже несколько десятков лет вызывает устойчивый интерес
предпринимателей и бизнесменов из разных стран. Стремясь сделать
качество своих товаров и услуг максимально высоким, специалисты
обращаются к опыту данной компании, наработанному за годы.
Дао «Toyota»: 14 ступеней познания для управляющего
Этот опыт изложен и систематизирован в книге «Дао Toyota: 14
принципов менеджмента ведущей компании мира». Автор посвящает читателей в
суть успеха бренда «Toyota», анализируя бизнес-философию этой
корпорации, выстроенную на четырнадцати принципах качественного
менеджмента. Подход к организации производства у компании основан именно
на них. Далее рассмотрим каждый более подробно.
- Решения должны быть направлены на долгосрочную перспективу
Стратегия компании должна быть ориентирована на ее будущее, а не на
краткосрочную прибыль или быстрый рост стоимости акций. Это значит, что
нужно вкладываться в квалификацию, обучение и перспективы сотрудников.
Их рост напрямую связан с ростом предприятия. Следует использовать
стратегический и системный подходы при постановке целей. Создавать
ценности для клиента и общества в целом. Эффективное управление
формируется каждый день, в настоящий момент.
- Для выявления проблем процесс должен быть непрерывным
Производство должно работать без простоя. Связь между людьми и процессами должна быть отлаженной и понятной всем.
- От перепроизводства поможет вытягивание
Вытягивание – производство продукции либо её составляющих по
требованию внутренних или внешних заказчиков в конкретном и необходимом
количестве. То есть, производственный процесс или его часть не
запускается без требования заказчика. Клиент вправе получить именно то,
что заказывал, в срок и в нужном объёме. Каждый процесс требует начала и
завершения. Запасы следует пополнять также по заявке, исходя из текущей
ситуации. Нужно анализировать спрос потребителя посредством
анкетирования, опросов и подобных способов, учитывая реальный интерес к
продукту.
- Черепаха, а не заяц
Это значит — не торопиться и продумывать процессы. Такой подход
уменьшит риск выхода из строя как оборудования, так и сотрудников. Иными
словами, лучше медленно, но верно. Нагрузка должна быть равномерной:
для исключения срывов производства, эмоционального выгорания
специалистов и текучести кадров.
- Когда нужно остановиться
Остановка производства допустима (необходима) для выявления и решения
проблем. Поэтому актуально включать в процесс современные
интеллектуальные машины: они смогут обнаружить дефекты производства и
оповестить сотрудников. Вместе с тем, в компании нужно развивать систему
поддержки между сотрудниками, способную устранять сложности и вносить
исправления. Остановка также нужна для обеспечения максимального
качества продукции. Для достижения этой же цели следует использовать
разные методики. Чтобы сделать производительность более высокой и сразу
получить качественный товар, в работе полезно применить принцип
остановки и замедления.
- Стандартизация — основа успешного производства
Нужно приводить к стандарту все возможные виды деятельности.
Сотрудникам предоставлено право быть надежными партнерами компании — так
они получают стимул постоянно улучшать производственные процессы.
Подобный подход улучшает эффективность производства и понижает уровень
брака.
- Нужен визуальный контроль
Для эффективного управления и продуктивного труда больше всего
подходят простые визуальные «указатели» отклонений от принятого
стандарта. То есть, лучше показать наглядно. Поэтому в компании введен
инструктаж и развито тренерство: сотрудники учатся друг у друга. При
этом Лайкер отмечает, что можно исключить компьютер, если тот мешает
процессу. Отчёты (финансовые тоже) желательно максимально сокращать.
- Только проверенные технологии
По возможности нужно выполнять как можно больше задач вручную, не
задействуя лишнюю технику. Работать следует по известной методике, так
как новые технологии сложно привести к единому стандарту. Или же они
должны быть тщательно испытаны.
Технологии, которые не вписываются в общую культуру и философию
предприятия, нужно менять или отказываться от них. Использовать новое
стоит, исходя из реальной необходимости. Важно поощрять креативное
мышление, развивать своих сотрудников и партнёров — это повышает
ценность предприятия.
- Воспитание лидеров
Полезно самостоятельно воспитывать лидеров: специалистов, которые
могут обучать и мотивировать остальных личным примером, эффективно
общаются, продвигают философию компании. Нужно уделять достаточное время
подбору специалистов. Пословица гласит: хочешь благоденствовать год –
посади зерно, хочешь процветать десять лет – посади дерево, а хочешь
получать плоды всю жизнь – вырасти достойных людей. Поэтому производство
можно сравнить с садом, который требует ухода, ресурсов и обновлений.
Чем лучше выстроено обучение сотрудников, тем лучший результат они
покажут в дальнейшем.
- Командный дух формируется философией компании
Философия — это ценности и убеждения предприятия, формирующие его
имидж. Каждый сотрудник должен уметь работать в команде, функциональной
группе. Это — ключевое требование при отборе персонала, направленное на
реализацию общих целей. Этому навыку можно обучать с помощью методов и
упражнений для сплочения коллектива.
- Партнеры и поставщики: равенство и уважение
Партнёры и поставщики – участники процесса, у которых — равные права.
Нужно способствовать их совершенствованию: через такие условия, которые
будут побуждать их к развитию и поиску новых, улучшенных методов
работы. Если перед ними поставлены сложные задачи – помогайте с
выполнением, тогда участники будут знать, что ценны. Уважайте каждую из
сторон. Решение проблем одновременно является непрерывным обучением.
- Лучше один раз увидеть
Это в буквальном смысле значит, что руководитель или лидер должен
собственными глазами посмотреть на проблему (поломку), самостоятельно
сопоставить и проверить данные. Нельзя принимать решение без
тестирования, на основе слов или показателей компьютера. Все рассуждения
должны строиться на тех данных, которые получены и проверены лично. Так
и высшее руководство корпорации должно видеть проблему, и только затем
подбирать способы устранения и распоряжаться, как действовать.
- Решение должно быть взвешенным
На основе общего соглашения между членами команды, с продуманными
вариантами, плюсами и минусами. Для этого существует немаваси – процесс
обсуждения и поиска решения проблем, в котором участвуют все сотрудники.
Тогда вполне реально становится достичь единого мнения через множество
вариантов. Это — долгий, но выявляющий много нового процесс. Каждый
специалист ощутит свою значимость, что благотворно повлияет на общность и
желание продвигать свою компанию. Профессионалы будут обучать новичков,
передавая основы работы и правила предприятия. Поэтому базу знаний
важно охранять от утечки информации.
- Нужно постоянно учиться новому
Проводя самоанализ, устраняя малоэффективные процессы. Деятельность
должна быть организована так, чтобы не было нужды в запасах, так можно
сэкономить на времени и ресурсах. Иными словами, решать проблемы по мере
возникновения. Рассмотренные принципы управления формируют
бережливое производство компании, что является залогом её успешной работы.
Предприятие — единый механизм, работа которого в значительной степени
зависит от того, как он настроен. Представленный опыт можно с успехом
применить в работе любой прогрессивной компании. Взяв аксиомы Тойота на
заметку, современный руководитель может вывести предприятие на новый и
качественный уровень производства. Эффективное обучение персонала,
помимо роста прибыли, даст другие положительные результаты, среди
которых:
- раскрытие потенциала сотрудников;
- общность и улучшение социально-психологического климата в коллективе;
- растущая мотивация;
- укрепление преданности сотрудников компании;
- развитие преемственности в управлении;
- привлечение новых специалистов;
- формирование позитивных примеров поведения и философии предприятия.
Благодаря продуманному планированию, налаженному инструктажу,
тренингам и пошаговому выполнению задач взаимодействие в процессе работы
будет продуктивным. Универсальность предложенной Лайкером методики
состоит в том, что её можно применить практически в любой области.
Список использованных источников:
- 1. Гончаренко В.И., Кондратьева С.И., Копейкин Д.П. и др. Основы
менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Издат. дом «Дашков и К0», 2000. — 176
с.
- 2. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Знание, 2000. — 288 с.
- 3. Никифоров, Г.С. Психология менеджмента [Текст]/Г.С.Никифоров– СПб.: Питер, 2006.
- 4. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт
достижения успеха: Пер. с англ. — Минск: ООО «Новое знание», 1998. — 262
с.
Автор: Глущенко Е.Н., филолог, автор-составитель статей и обзоров
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
https://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/743-tao-toyota-perfect-management
Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/743-tao-toyota-perfect-management
Комментариев нет:
Отправить комментарий