воскресенье, 22 марта 2020 г.

Классификация потребностей по Симонову П. В.


Павел Васильевич Симонов (психофизиолог, биофизик и психолог, 1926-2002) предложил разделить биологические потребности исходя из наличия физиологического субстрата в мозге, а именно конкретного отдела или части подсистемы, отвечающих за нижеупомянутые функции. Врожденно заданные поведенчес­кие программы, для каждой из которых выделены свои мозговые центры, подразделяются на три группы:
  • Витальные («жизненно необходимые»).
  • Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
  • Саморазвития («направлены в будущее»).
  1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
Перечень витальных потребностей:
  • Пищевые и питьевые.
  • Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
  • Активно-оборонительные (агрессия).
  • Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
  • Экономия сил («рефлексы лени»).
  • Груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полез­ными и биологически вредными стимулами.
Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).
  1. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
Зоосоциальные потребности – это:
  • Половое поведение.
  • Материнское (родительское) поведение.
  • «Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
  • Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
  • Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
  • Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
  1. Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Потребности саморазвития:
  • Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
  • Подражательная: «делай, как...».
  • «Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
  • Игровая (тренировка двигательных навыков).
Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».
Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).
Активность центров потреб­ностей зависит от:
  • Сигналов из внутренней среды организма.
  • Сигналов из внешней среды.
  • Гормонального фона.
  • Генов.
  • Индивидуальной истории.
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.
Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.
Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипо­таламуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.
Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потреб­ность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей.
Источник: Лекция «Мозг и потребности человека», Профессор Дубынин В.А., 16 сентября 2015 года Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/740-classification-of-needs-by-simonov-pv

Комментариев нет:

Отправить комментарий