воскресенье, 22 марта 2020 г.

Д. Левитин «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды»


Писатель, ученый-когнитивист, музыкант – в контексте данной статьи это не просто профессии. Речь идет о разных амплуа невероятно талантливого Дэниела Левитина. Совсем не удивителен тот факт, что его книги стали настоящими бестселлерами. Одна из них – «Путеводитель по лжи». Дэниэл Левитин закончил работу над ней лишь в 2016 году. Автор на конкретных практических примерах рассказывает нам, как отличить достоверную информацию от лживой, рассуждает о том, почему развитое критическое мышление является обязательным критерием качественной жизни для современного человека.

Постправда

Мы живем в удивительное время. Информация, как из рога изобилия, поступает к нам ежедневно в таких объемах, что отличить истинные факты от вымысла становится все труднее. Примечательно, но термин «постправда» в 2016 году стал словом года в Оксфордском словаре. Под ним подразумеваются утверждения, в основе которых эмоции, личные доводы. Словом, постправда – это субъективная оценка реальности, которая не имеет ничего общего с объективными фактами. На слуху и такие термины, как «теория заговора», «контрзнание». Они не менее красиво звучат, но, по сути, являются хорошо выдуманной ложью.
Автор пишет: «Эпоха постправды — это эпоха умышленной иррациональности, сводящая на нет все великие достижения человечества. Возможно, журналисты не называют «выдуманные новости» ложью, потому что не хотят оскорблять лжецов. А я говорю: не бойтесь их оскорбить! Вызовите их на ковер» [1].
Осознание того, что многие факты в нашей жизни искажены чьими-то домыслами и личными убеждениями, необходимо. Мы впитываем информацию из интернета и на этой основе строим собственную жизнь: воспитываем детей по написанным кем-то инструкциям, вкладываем деньги туда, где кому-то повезло сорвать хороший куш, ходим в рестораны, которые нам рекомендуют пользователи в сети, наконец, лечимся по рекомендациям таких же пространных советчиков с виртуальных страниц. Порой столь несознательный подход не просто ведет к разочарованию: он бывает быть опасным. Мы не можем прожить еще одну жизнь, а значит «очищать зерна от плевел» и фильтровать то, что вулканической лавой льется на нас из интернета и СМИ, придется здесь и сейчас. Даже если этот процесс становится неприятным.

О пользе критического мышления

Автор говорит: «Лучшая защита против хитрых и изворотливых людей – умение критически мыслить» [1]. Человек – существо социальное. Он может найти собственное, не подкрепленное истинными знаниями, объяснение того, что читает и видит. Найти, но не проверить. Однако природа достаточна мудра. Она наградила людей не только образным мышлением (которое помогает нам фантазировать), но и умением критически оценивать реальное положение дел. Возможность задать вопрос: «Почему я решил, что это является правдой?» очень отрезвляет. Это действенный инструмент в борьбе с повсеместным искажением информации. Но умеем ли мы им пользоваться?
Автор знакомит нас с результатами экспериментов Стэнфордского университета. Исследователи проанализировали развитие умения критически рассуждать у студентов колледжа и учеников старших классов школ. Среди 7 800 тестируемых только единицы смогли отличить новости о реальных событиях от красивой лжи. Это тревожный факт, который говорит о том, что критическое мышление необходимо развивать уже за школьной партой.

Смирение

Казалось бы, в книге, которая призывает учиться отличать ложь от правды, про смирение не может быть и речи. Тем не менее, именно его Левитин называет «самым важным компонентом критического мышления, которого так не хватает в нашем обществе» [1].
Автор говорит о важности понимания того факта, что нам не дано знать все. Пока мы сопротивляемся и думаем, что сможем найти ответы на возникающие вопросы, мы не научимся чему-либо. Адекватное желание изучить информацию досконально, найти среди потока лжи тонкие ростки правды возникает как раз-таки от осознания, что всего в этом мире не постичь. Тем более с помощью интернета.
Идея о том, что нужно смириться с утопичностью теории всезнания, не нова. Еще Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Автор не пытается «изобрести велосипед», рассказывая об очевидных вещах, напротив, он призывает читателей почаще вспоминать о необходимости смирения. Оно позволяет оценивать информацию максимально объективно, развивает стремление искать истину, отсеивать лишнее.

Цифры – это всего лишь цифры

Любой человек, который связан с презентацией и продажей товаров и услуг, скажет, что цифры вызывают доверие. Они подтверждают высказывания, на их основе доказывают то, что по-другому будет звучать неубедительно.
Левитин говорит, что значение цифры в нашем обществе преувеличено. Он называет их чрезмерное влияние на критичность мышления продуктом нашей невнимательности и нежелания сопоставить факты. Современный человек боится цифр, тем самым делая себя уязвимым.
Автор рекомендует отказаться от слепого желания поверить цифрам. Он призывает пошагово вникать во все нюансы новой информации, проводить по возможности собственные расчеты и делать выводы в соответствии с объективным анализом реальности.
 В качестве примера он приводит весьма показательную ситуацию. Представим, что в отдел продаж устроился новый сотрудник. Руководитель, пытаясь мотивировать его, говорит, что лучший специалист фирмы продает до 1000 товаров в день. Если мыслить образно и испугаться цифр, то в такую информацию можно поверить. Но совершенно простая умственная работа позволит вывести начальника «на чистую воду». Достаточно критически отнестись к словам босса, прикинуть, сколько времени в этом случае уделяется на одну сделку, как станет очевидным тот факт, что такое количество ежедневных продаж невозможно, даже если каждый потенциальный покупатель согласится приобрести товар.
Левитин рассказывает о том, как следует относиться к таким модным в интернет пространстве понятиям, как среднее арифметическое, медиана или мода. Если первый термин знаком многим из нас, то понимание двух последних зачастую вызывает затруднение. Автор говорит, что разница между этими понятиями существенна. Их использование определяется конкретной ситуацией. Потому адекватность применения данных понятий должна подвергаться критике.
Следует с осторожностью верить всевозможным диаграммам и графикам. Автор отмечает, что в случаях их применения много подводных камней. Они могут сбить с толку слишком доверчивого читателя. Левитин не только рассказывает о хитростях, которые используют создатели этих информационных материалов, но объясняет, почему человек легко верит им.
Дело в том, что наш мозг – достаточно умный механизм, который будет упрощать себе работу там, где это возможно. Посмотреть на график и поверить цифрам гораздо проще, чем попытаться вникнуть в проблему, сопоставить факты.
Автор говорит, что каждый человек может побороть в себе эту особенность и научиться рационально мыслить. Он отмечает: «Когда ваша визуальная система сталкивается с логической, первая всегда выходит победителем, если только вы не приложите усилий, чтобы переломить это предубеждение» [1].
Левитин рекомендует не бояться столь нужной умственной работы и подвергать тщательному анализу увиденное и услышанное.

Любовь к историям

В книге автор часто говорит о том, что люди верят в истории. Наш мозг, по мнению Левитина, предрасположен к тому, чтобы принимать за чистую правду поступающую информацию. Для этого она должна максимально гармонично вписываться в общую картину мира. Тогда наш мозг работает в экономном режиме, не напрягаясь. Удобно, но с точки зрения адекватного восприятия действительности невыгодно. Автор замечает, что от такой особенности думающему человеку необходимо избавляться. Для этого нужно научиться не делать выводы на основе первого впечатления.
В частности, речь идет об опасности избирательного подхода. Наш мозг активно впитывает лишь ту информацию, которая соответствует сложившимся ранее убеждениям. Мы не можем говорить о том, что увидели город во всей красе из окна поезда. Это неверно, так как нашему взору в моменты таких наблюдений доступно весьма ограниченное пространство. Оно не дает информацию о городе в целом.

Рациональность в восприятии окружающей действительности

Левитин говорит, что самыми действенными «фильтрами», которые очистят любую правду от лживой шелухи, являются методы, применяемые в науке. Среди них он отмечает:
  1. Байесовский метод. С его помощью можно рассчитать вероятность развития разных сценариев в спорных ситуациях. Он основан на построении специальной таблицы, благодаря которой происходят математические подсчеты. Такой метод особенно полезен в медицине, где ошибка зачастую совершенно недопустима. Незаменим он и в принятии других жизненно важных решений.
  2. Индукция, дедукция и абдукция. Автор подробно раскрывает эти понятия, знакомит читателя с самыми распространенными ошибками критического мышления.
Несмотря на американский стиль повествования, книгу можно назвать актуальной для жителей любого государства. Она не открывает «новых тайн», но позволяет вспомнить давно позабытые истины. Поглощать информационный мусор бездумно после ее прочтения уже не получится. Напротив, появится желание культивировать умственную активность, развивать аналитические способности и умение «отключать» эмоции в тех ситуациях, где должны работать рассуждения.
Список использованных источников:
  • 1. Левитин Дэниел. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды. / Дэниел Левитин; [пер. с англ. О. Терентьева]. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 272 с. (серия Миф. Личное развитие).
  • 2. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб.-метод. пособие. / А. В. Бутенко, Е.А. Ходос. - Москва: Мирос, 2002. — 176 с.
  • 3. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой учёный. — 2009. — № 11. — С. 170—174.
Автор: Генберг Екатерина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
https://psychosearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/731-d-levitin
  Источник: https://psychosearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/731-d-levitin

Комментариев нет:

Отправить комментарий