воскресенье, 8 марта 2020 г.

Ассоцианистская школа когнитивной психологии

Желтый фрукт. Белое дерево. Черный прямоугольник. С первого взгляда этот набор слов кажется несуразным и не имеющим никакого смыслового значения. Однако прочитав их, вы машинально представили себе какой-то объект. Лимон или айву? Березу или дерево в снегу? Квадрат Малевича или телефон? Для вашего рационального познания эти словосочетания бессмысленны, но в тоже время в работу включилось ассоциативное мышление. Каковы его принципы? Что входит в его структуру? Какое место оно занимает в жизни каждого из нас? Ответы вы сможете найти в этой статье.

Развитие научного взгляда на ассоциации

Первые упоминания об ассоциациях и их структуре берут свои истоки в Античности, в трудах Аристотеля. Греческий ученый и мыслитель разделил ассоциации на виды:
  • по смежности;
  • по сходству;
  • по контрасту.
Об ассоциациях также говорил античный философ Платон в контексте своей идеи о бессмертии душ. Однако впервые сам термин «ассоциация» ввел Джон Локк в конце XVII века. В это понятие Локк вкладывал обозначение взаимосвязи между образами, которые возникли в результате комбинации различных случайных обстоятельств.

Сущность ассоциативного мышления

В концепции ассоцианистской школы главным элементом мышления является непосредственно ассоциация. Её можно определить как принцип соотнесения понятия и представления, который возникает в процессе осознания предмета или явления. Разнообразие возникших у человека образов зависит от его жизненного опыта. Значительная роль в формировании ассоциаций отведена кругозору и особенностям субъективного восприятия мира человека.
Возникновение ассоциации обусловлено проявлением объекта или процесса и чувственной реакцией человека на него многократно. Акцент следует сделать именно на многократности, поскольку это условие позволяет прочно закрепить в сознании человека конкретную ассоциацию на что-либо.
В настоящее время в психологии принято выделять следующие типы ассоциаций:
  • Причинно-следственный — один предмет или процесс является причиной возникновения другого. Например, от огня появляется дым.
  • Смежность — близость явлений во времени и пространстве. Пример: эксперименты И. П. Павлова, выработавшего у подопытных собак рефлекс слюнотечения на зажженную лампочку.
  • Сходство — большое количество одинаковых внешних черт объекта. Пример: заяц и кролик.
  • Контраст – выявление и закрепление в памяти противоположных качеств. Пример: черное и белое.
  • Обобщение – аналогия от части к целому. Пример: кирпичи, из которых состоит стена.
  • Детализация – аналогия от целого к части. Пример: слово «букет» ассоциируется с охапкой роз.
  • Дополнение – сочетание объектов. Пример: кофе и молоко, чай и сахар, Инь и Ян.
  • Функциональный – объекты с аналогичной функцией. Пример: сидеть можно на табурете, кресле и скамейке.

Роль ассоциаций в повседневности

Ассоциативное мышление играет большую роль в жизни каждого человека. Ассоциация является элементом эмпирического, интуитивного восприятия, она прочно закрепляется в нашей памяти за счет ярких образов. Ассоциативный метод набирает широкую распространенность в качестве методики обучения и лежит в основе мнемотехники. Также, опираясь на принцип ассоциации, психологи могут выявить закономерности развития психических процессов клиента.
Список использованных источников:
  • 1. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. —  М.: "Мысль", 1976. — С. 371-448
  • 2. Федон // Сочинения Платона : в 6 т. / пер. В. Н. Карпова — СПб.: типография духовн. журнала «Странник», 1863. — Т. 2. — С. 59—144
  • 3. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.
Автор: Каркач Ангелина, культуролог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Источник https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/706-associate-school-of-cognitive-psychology
 
  Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/706-associate-school-of-cognitive-psychology

Комментариев нет:

Отправить комментарий