суббота, 21 марта 2020 г.

Работает, как часы: естественный отбор и Вселенная

Практически каждый в своей жизни задавался вопросом: откуда все появилось и к чему ведет взаимодействие разных видов жизни на планете? Является ли естественный отбор безусловным фактором существования всего сущего? Если мир создан вслепую, стоит ли верить Дарвину?
Разобраться поможет книга «Слепой часовщик» Ричарда Докинза – известного британского биолога, популяризатора науки и борца с креационизмом (учением о сотворении мира Богом). Ученый написал книгу в середине 1980-х годов. Она переведена на разные языки, удостоена признания: в 1987 писатель получил за неё награду Королевского литературного общества и приз газеты «Los Angeles Times».
Часовщика для заглавия своей книги Докинз взял из трактата, написанного богословом XVIII века Уильямом Пейли. Работа «Естественная теология, или Доказательства существования Бога и Его атрибутов, собранные из наблюдений за природой», напечатанная в 1802 г., стала изложением доводов в пользу существования божественного Разума (Часовщика).
Докинз же утверждает следующее: «естественный отбор как эволюционный фактор достаточен, чтобы объяснить очевидные функциональные возможности и неслучайную сложность биологического мира, и можно сказать, что он играет роль часовщика в природе, но действующего автоматически, неразумно и в этом смысле являющегося слепым часовщиком» [1, С. 39, 40]. Далее писатель развивает свою мысль по главам.

Сложное как взаимодействие простых составляющих

Вначале исследователь рассуждает о том, что понимается как сложный объект, сложность в общем и в чем определение сложности. Что собой представляет «случайность» в процессе естественного отбора, действительно ли она — случайна? Докинз рассматривает организм человека как сложнейшую машину, по аналогии с самолетом. Чтобы понять, как она устроена, следует отследить, как работают более простые части.
Исследователь считает, что мир и люди не были спроектированы неким талантливым мастером, под которым понимается Создатель: процесс был более длительным и сложным, а запустил его накапливающий отбор. Эволюционное развитие происходило через последовательные изменения видов. Это иллюстрирует эволюционная модель с девятью генами, когда на одном этапе менялся лишь один ген. В итоге через 28 поколений мутации из точки вышло насекомое. Физик Брайен Джозефсон из Кэмбриджа отмечает при этом:
«В книжках, подобных «Слепому часовщику», главный элемент аргументации связан с вопросом о существовании постепенного пути, который ведет от момента возникновения жизни к человеку, причем каждый шаг на этом пути «санкционируется» естественным отбором, являясь достаточно маленьким, чтобы произойти случайно. Существование такого пути полагается как логическая необходимость, но, в действительности, такой логической необходимости не существует…» [2].
Но, так или иначе, имеется наглядный пример того, какие этапы трансформации прошло насекомое на пути своего эволюционного развития.
image001

По маршрутам эволюции

В главе четыре исследуются эволюционные пути: на примере конвергентной эволюции, которая выстраивает схожие формы и приспособления из разного неродственного, зачастую подручного материала. Тридцать лет тому конвергенцию понимали как конечное число возможных морфологических сочетаний. О её генетических основах речи не шло. В настоящее время генетики отыскали примеры противоположных конвергенций:
  • возникших из-за сходных генетических изменений из-за ограниченного количества возможных жизнеспособных генетических комбинаций;
  • возникших за счет генетических изменений из-за широкого выбора возможных комбинаций.
Существенно, что Докинз показал значимость конвергенции для всей конструкции эволюционной теории. В пятой главе ученый анализирует отличия биологического размножения от процесса формирования неживых объектов.
Шестая и седьмая глава раскрывают свойства слаженной работы объектов, имеющих сложную структуру. Другими словами, Докинз говорит о том, как из деталей разного характера получается целое.
Сам автор выразил интересное мнение о том, чтобы создать альтернативную химическую систему, которая сама бы себя воспроизводила до зарождения жизни [3, С. 36-42].

Шаткость прерывистого равновесия и древо познания

В девятой главе Докинз эмоционально и выразительно критикует теорию прерывистого равновесия. Данная теория объясняет, что виды возникают за счет изолирующих барьеров, поэтому скорость эволюции каждого вида в различных частях ареала и в разное время не постоянна: иногда она ускоряется, иногда — медлит. Если новый вид появился на краю ареала старого вида, то способен быстро его сменить. Теория прерывистого равновесия утверждает неравномерность темпов эволюции. Докинз счёл эту концепцию непродуктивной.
В десятой главе говорится о таксономии как идеальной классификации всех живых существ: единое эволюционное древо, ветви которого никогда не пересекаются. Последняя (одиннадцатая) глава книги предлагает альтернативные теории, касающиеся становления сложных и разнообразных живых существ.

Что нового со времен Часовщика

В период создания «Слепого часовщика» ученые различали хромосомы, отмечая на них каждый отдельный ген. Также слепому часовщику было знакомо ограниченное число мягкотелых ископаемых древности.
В настоящее время это обширный материал для работы палеонтологов. Слепой часовщик обращался к линнеевским морфологическим таксонам и кладистике с помощью первых, далеко не быстрых компьютеров. Сегодня практически мгновенно можно выстраивать эволюционные структуры на базе аминокислотных или нуклеотидных цепочек отдельных белков, генов и геномов.
Аргументы и факты, которыми располагают противники теории естественного отбора — устойчивы. Но мир, окружающий нас, изменяется ежесекундно. Поэтому главное достоинство «Часовщика» на сегодняшний день состоит не только в практических приемах, посредством которых автор раскрывает взгляды своих оппонентов на конкретные явления, но и в актуальной проблематике, позволяющей задавать четкие вопросы. Вопрос ведет к ответу и поиску новых смысловых пластов в теме, которая вечна, пока существуют люди. Эволюционная биология продолжает изучать те же вопросы, что и много лет назад, открывая в процессе нечто новое. Так, отчасти вслепую, человек идет к истине, чтобы прозреть.
Список использованных источников:
  • 1 Докинз Р. Слепой часовщик. - N.Y., 1986. — С. 39, 40.
  • 2. Josephson B. Letter to the Editor // The Independent. L.: 1997.January 12.
  • 3. Перевод: «Скепсис» №2 С. 36-42 (2003)
 Автор: Глущенко Е.Н., филолог, автор-составитель статей и обзоров
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
https://psychosearch.ru/biblioteka/730-dawkins-blind-watchmaker

Комментариев нет:

Отправить комментарий