понедельник, 4 января 2021 г.

Таблица психологических эффектов

 

Психологические эффекты – это сложные явления, которые возникают в жизни человека, в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Как правило, в них прослеживаются стабильные закономерности, а также подобные эффекты довольно легко обнаружить, поскольку они повторяются с определенной периодичностью.

Название

психологического эффекта

Описание

Пример

 

Апофения

 

Эффект состоит в том, что люди часто видят особые взаимосвязи и закономерности между случайными событиями или распознают несуществующие образы в объектах природы и разных предметах. Человек придаёт большое значение этим связям, не подвергая сомнению свои выводы.

Это является когнитивным искажением, происходит ошибка мышления и человек неверным образом интерпретирует выявленные закономерности. Поскольку в таком случае, причинно-следственные связи не подкрепляются доказательствами, у человека формируются ложные выводы.

Кроме того, в условиях неопределенности, люди больше склонны искать закономерности там, где их нет.

С другой стороны, подобное явление может быть источником вдохновения и способствовать творческому самовыражению.

Примером может послужить

выискивание в кофейной гуще особо значимых образов и символов, с последующей интерпретацией и предсказанием будущего.

Или, например, когда человеку предстоит выбрать номер в отеле, и он не сразу может определиться с тем, какой же подойдёт ему лучше, увидев на двери  цифру «7»,  он может сделать выбор в пользу этих апартаментов, так как это число для него счастливое.

Эффект Карпентера

 

Данный эффект заключается в том, что четкое мысленное воспроизведение определенных действий, способствует более быстрому научению и оттачиванию навыков. Таким образом, подобный процесс способствует более эффективному выполнению поставленной задачи. Он назван в честь психолога, который ввел понятие «идеомоторный акт».

Эффект объясняется особой работой мозга и тем, что человек подвергается самовнушению. При мысленном повторении действий, активируются те же участки мозга, что и при двигательной активности. Это позволяет человеку более четко и уверенно выполнять задачу в реальности, так, будто бы он на самом деле упорно тренировался.

Например, когда у пианистов нет реальной возможности заниматься на музыкальном инструменте, они используют данный эффект для повторения произведений, играя на воображаемых клавишах, вспоминая ноты.

Также данный эффект применяется в спорте. Для достижения лучших результатов, тренеры рекомендуют своим спортсменам, помимо основных тренировок, использовать «идеомоторные тренировки». Они заключаются в том, чтобы детально прокручивать в голове особо сложные движения, которые им предстоит выполнить. Подобное мысленное повторение помогает спортсменам тренироваться более эффективно, и в то же время не перегружать организм.

Эффект Барнума-Форера или почему предсказания сбываются (эффект субъективного подтверждения)

 

Эффект раскрывает суть феномена, почему, несмотря на то, что большинство людей, осознают сомнительный характер различного рода предсказаний, порой почему-то все же им верят. Это объясняется тем что человек склонен доверять информации, у которой есть следующие характеристики:

- предназначена лично для человека;

- содержит позитивные моменты;

- преподносится авторитетным лицом.

Совокупность данных характеристик позволяет предсказателям пользоваться доверием клиентов в своих интересах.

В качестве примера можно рассмотреть случай, когда молодая студентка по дороге в университет, ради забавы, решила, прочитать свой гороскоп, и узнала, что сегодня в финансовой сфере её ждёт успех, а для учебы – день не подходящий. Поскольку она не верила в гороскопы, она не придала предсказаниям особого внимания. Однако, после того, как она обнаружила, что продавщица в магазине обсчиталась, и вместо десяти, дала ей тысячу рублей сдачи, девушка почему-то задумалась о странном совпадении. Недолго поразмыслив, она решила прогулять учебу, и потратила эти деньги на кино.

Эффект Аудитории

Данный эффект представляет собой изменение поведения человека, вследствие того, что рядом с ним находятся другие люди. Такое влияние может быть, как положительным, когда показатели продуктивности значительно повышаются в присутствии других, так и отрицательным, когда у человека возникают эмоции, которые мешают ему нормально функционировать. Данный эффект проявляется в зависимости от самоощущения индивидуума в присутствии других людей и его личностных характеристик.

Например, на показательных соревнованиях спортсмены могут ощущать поддержку трибун, это помогает им собраться и сконцентрироваться на своих движениях. В связи с такой поддержкой, вера в собственные силы повышается, что положительно сказывается на их спортивных результатах. Подобным образом, ораторы чувствуют настроение своей публики. Когда их внимательно, заинтересованно слушают и дают обратную связь – это заряжает их и прибавляет уверенности, в результате чего, выступление становится более ярким и интересным. Однако, когда студент приходит на экзамен и видит серьезную комиссию, он может начать нервничать, путаться в терминах и забыть даже ту информацию, которую он прекрасно знал до того, как зашел в аудиторию.

Эффект Плацебо от лат. placebo – «поправлюсь»

 

Эффект выражается в положительном психологическом или физиологическом изменении состояния человека под воздействием определенных препаратов, которые в силу своего химического состава не способны повлиять на состояние здоровья. Другими словами, эффект можно охарактеризовать, как применение «пустышки» для выздоровления. Он объясняется особой верой человека в действенность используемого лекарства и силой самовнушения.

Примером могут послужить случаи, когда доктор назначал больному пропить витаминный комплекс или же ставил ему капельницу с глюкозой при заболевании лёгкой или средней тяжести. После чего, пациент невероятным образом выздоравливал.  По тому же принципу, хирурги делали пациентам разрез на теле, под видом оперативного вмешательства. Далее врач сообщал больному, что была выполнена операция, и спустя некоторое время он выздоравливал.

Эффект ноцебо – от лат.  nocebo – «я поврежу»

Данный эффект является обратным эффекту плацебо и заключается в отрицательном воздействии от «пустого», по своему химическому составу, лекарства. Также у человека может ухудшиться самочувствие после того, как он узнает о возможных побочных эффектах препарата, который он принял. Кроме того, эффект усиливается, когда доктор, назначивший лекарство, или производитель препарата, не вызывают особого доверия. Эффект ноцебо объясняется самовнушением и защитной реакцией отрицания. Человек начинает убеждать себя, что препарат ему не поможет, а наоборот навредит и ему станет только хуже. В связи с чем, у него появляются негативные эмоции, повышается тревожность и состояние человека ухудшается.

В качестве примера можно привести случай, когда молодому человеку пришлось вызвать скорую помощь, после приема тридцати таблеток-антидепрессантов. У него понизилось давление, участился пульс, появилась слабость, головная боль и ухудшилась концентрация внимания. Позже, в госпитале выяснилось, что молодой человек, наблюдался у психотерапевта, и тот, зная о его склонности к суициду, выдал ему таблетки, которые в действительности были «пустышками». Когда парень  об этом узнал, сначала он немного разозлился на своего психотерапевта, но затем его состояние довольно быстро изменилось и показатели здоровья пришли в норму.

Эффект Манделы

 

Эффект выражается в коллективных ложных воспоминаниях, когда по неизвестным причинам определенные группы людей убеждены в достоверности некоторых фактов, которые не соответствуют действительности.

Назван он в честь президента Нельсона Манделы, информация о жизненном пути и смерти которого сильно различалась.

Эффект объясняется тем, что за долгосрочную память и воображение отвечает один и тот же участок головного мозга – гиппокамп. Таким образом, существует вероятность, что в памяти человека достоверные события могут частично совмещаться с информацией, которая усвоилась в связи с прошлым опытом, ассоциативными связями или культурными особенностями индивидуума.

Например, многие помнят, что у Мэрлин Монро была запоминающаяся родинка над губой, однако родинка у нее находилась на щеке.

Большое количество людей считает, что в составе США 51 или 52 штата, вопреки официальной информации, которая гласит, что Америка состоит из 50 штатов.

Все помнят старый мультфильм «Жил-был пёс» и фразу волка дословно: «ну, ты это, заходи, если чё», однако в действительности, фраза была несколько иной.

Эффект Даннинга-Крюгера

 

Эффект заключается в том, что человек часто не способен объективно оценивать свои знания в той или иной области. Такое восприятие собственных знаний является когнитивным искажением. У людей, которые плохо разбираются в определенном вопросе, обычно не хватает ума, чтобы это осознать, и они часто переоценивают свои знания. Напротив же, люди, уровень знаний которых действительно высок, зачастую недооценивают их, и считают, что они недостаточно компетентны в изучаемой области.

Объясняется эффект тем, что чем глубже человек начинает разбираться в интересуемой теме, тем больше вопросов появляется и у него создается впечатление, что он имеет лишь поверхностные знания о предмете исследования.

В качестве примеров, рассмотрим следующие случаи. Молодой начальник, в силу своей недостаточной компетентности и слабых навыков управления, может быть убежден, что причиной провала проекта является низкая квалификация его подчиненных. Однако он не может понять, что его способы управления неэффективны, а также ему стоило бы глубже погрузиться в сферу деятельности.

Выдающийся ученый-астроном, который большую часть жизни посвятил исследованиям космоса, задается все более сложными вопросами об устройстве вселенной. Расширяя свои знания, он открывает для себя новые области и понимает, что ему еще многое предстоит узнать.

Эффект Ореола

Данный эффект выражается в том, что мнение о человеке складывается на основе первого впечатления о нем. В первую очередь принимаются во внимание его внешний вид, манеры и то, как он себя подает в первые минуты общения при знакомстве. В соответствии с этим формируется общее впечатление о человеке и дальнейшее отношение к нему.

Когда у человека привлекательная внешность, приятная улыбка, опрятная одежда и он ведет себя доброжелательно, относительно него у людей складывается положительный образ. Если в дальнейшем человек ведёт себя совершенно иначе, это воспринимается скорее как исключение, так как противоречит раннее сформированному образу.

Такое восприятие является, своего рода, когнитивным искажением, поскольку такое впечатление зачастую оказывается обманчивым.

Примером послужит случай, когда студентка-отличница перепутала дату экзамена и поэтому оказалась к нему не готова. Она приехала в институт в расстроенных чувствах и расплакалась у входа в аудиторию. Когда её увидел преподаватель, принимающий экзамен, он поинтересовался у нее, что случилось. Студентка честно рассказала, что всю ночь готовилась к экзамену, но перепутала предмет.

Преподаватель её успокоил и велел не переживать. Когда начался экзамен, он попросил её дать свою зачетку. Увидев безупречные отметки студентки, преподаватель незамедлительно решил поставить ей пятёрку «автоматом».

Эффект проекции

Эффект представляет собой явление, при котором человек переносит на других людей, те качества, которые присутствуют у него самого. Как правило, подобный перенос происходит неосознанным образом. Человек замечает эти качества в окружающих, эмоционально реагируя на них, и убежден, что это их личностные особенности. Объясняется данный эффект тем, что человек может не принимать в себе некоторые свои качества, или в силу определённых обстоятельств может быть не способен приемлемым образом обработать неудачный опыт прошлого, связанный со сложными переживаниями, или неудовлетворенными потребностями. В следствие чего, у человека активируются психологические защиты. Психика начинает функционировать так, что у индивидуума подавляются истинные желания или эмоции, и происходит дистанцирование от некоторых своих личностных качеств. Таким образом, человек проецирует на других людей то, что на самом деле есть в нем самом, а окружающие выступают лишь в роли «зеркала».

В качестве примера, можно привести случай, когда родитель полагает, что его ребенок должен стать успешным в том деле, в котором ему самому не удалось достичь вершин.

Подобным образом, одна женщина с детства мечтала стать балериной мирового класса, но на тренировке получила серьезную травму и ей пришлось уйти из балета. В результате чего, она не смогла реализовать свою мечту. И когда у неё родилась дочь, она спроецировала свою мечту на неё, и записала девочку на секцию балета. Несмотря на то, что ребенку совсем не нравилась хореография, мать продолжала заставлять и ругать свою дочь за то, что она ленилась и не хотела заниматься усерднее. В итоге, она бросила балет.

Когда девочка выросла, у неё родился сын. Недолго думая, она решила отдать его в балет, поскольку чувствовала вину за то, что не смогла реализовать мамину мечту. Таким образом родительская проекция способна изменить судьбу последующих поколений.

Эффект Пигмалиона (Розенталя)

Данный эффект по-другому называется самосбывающимся пророчеством. Он проявляется в том, что определенное ожидание людей, относительно событий будущего или поведения других, во многом определяет то, что произойдёт в дальнейшем. Объясняется это тем, что, когда человек ожидает какого-то конкретного результата, он подсознательно на него настраивается. Он неосознанно влияет на события и окружающих людей, то есть, ведёт себя так, чтобы прогнозируемое событие осуществилось именно таким образом, каким он его себе представлял. После чего, человек может объяснять это хорошей интуицией, ведь он «так и знал».

Например, когда учитель характеризует некоторых своих учеников, как особо одаренных, способных и дисциплинированных, он относится к ним в соответствии со сложившимся мнением. Тем самым, он непроизвольно транслирует свои ожидания относительно них, создавая предпосылки, для того, чтобы ребята, в действительности становились такими, какими он их видит.

Выученная беспомощность

 

Ощущение, возникающее у человека, когда тот понимает, что не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию и улучшить положение вещей, в то время как, в действительности, такая возможность у него есть. В таких случаях у индивидуума происходит снижение мотивации и активности. Данный феномен возникает как следствие череды событий с неудачным исходом, в которых человек был не способен контролировать ситуацию, расстраивался и опускал руки. Когда подобное происходит неоднократно, реакция выучивается и в она дальнейшем повторяется. Человек чувствует беспомощность, он становится пассивным, теряет уверенность в собственных силах и ощущает себя подавленным.

Примером может послужить случай, когда девушка, которая была уверена в своих силах пришла на собеседование и получила отказ, она немного расстроилась, но не отчаялась. Получив отказ во второй раз, она расстроилась сильнее, однако была уверенно настроена на последующие интервью с работодателями. Но когда и следующие два собеседования оказались неудачными, она решила, что ей слишком не везет или она недостаточно компетентна, чтобы получить хорошую работу. В результате чего, она перестала ходить на собеседования и вернулась на прошлую низкооплачиваемую работу, с вредными условия труда.

Принцип Полианны

 

Данный принцип назван в честь девочки из одноименной книги Элинор Портер, в которой Полианна, несмотря на то, что осталась сиротой, стремилась в любых ситуациях отмечать положительные стороны и радоваться им.

Обычно люди охотнее реагируют на события, которые положительно окрашены, а информация о них обрабатывается намного быстрее, чем о негативных или нейтральных событиях.

Дело в том, что наш мозг функционирует, фильтруя информацию таким образом, чтобы отрицательные эмоции, связанные с неприятными событиями, не препятствовали нормальной жизнедеятельности. События же, связанные с положительными эмоциями, наоборот, способствуют лучшему запоминанию информации, и она надолго откладывается в памяти.

Рассмотрим, как работает этот принцип на примере функционирования механизмов памяти.

Студенты лучше запоминают информацию, когда лектор преподносит ее эмоционально, интересно и разбавляет материал уместными шутками. И напротив, когда студентам монотонно читают скучную лекцию, без какого либо энтузиазма, или преподаватель периодически демонстрирует своё недовольство низкой успеваемостью, материал усваивается гораздо хуже.

Эффект Люцифера

 

Эффект основан на тюремном эксперименте Филиппа Зимбардо. Он показал, что, когда людей ставят в определенные условия и они играют роли, подразумевающие проявление определённых качеств, которым им не свойственны, они довольно быстро привыкают к назначенным ролям жертв и насильников.

Эффект объясняется тем, что, когда люди начинают действовать согласно своим ролям, у них активируются определённые механизмы социального поведения и моральные нормы могут отходить на задний план.

В качестве примера, можно привести сам Стэнфордский эксперимент Ф. Зимбардо, который заключался в проверке гипотезы, относительно поведения обычных студентов, исполняющих роли преступников и надзирателей. Для этого, испытуемых поместили в условия тюрьмы, где они должны были играть свои роли. К удивлению экспериментаторов, весьма добродушные студенты, которым выдалась роль надзирателей стали проявлять неоправданную жестокость и обращались со студентами-преступниками сугубо насильственным образом, проявляя садистские наклонности. Из-за чего, данный эксперимент пришлось остановить раньше времени.

Эффект свидетеля

Эффект свидетеля прослеживается, когда люди знают, что помимо них есть и другие свидетели, поэтому они не стремятся помочь, а надеются, что пострадавшему помогут другие, и их вмешательство не потребуется.

Однако проведённые опросы относительно помощи незнакомым людям, свидетельствуют о том, что, как правило, человек готов помочь тем, кто нуждается в помощи.

Эффект свидетеля проявляется, в таких ситуациях, поскольку происходит рассеивание ответственности. Это происходит таким образом, что человек, который оказался не единственным свидетелем, сознательно или бессознательно переносит ответственность за помощь на других. Также, люди иногда не решаются помочь, поскольку слишком переживают за собственную жизнь.

Данный эффект по-другому называется синдромом Дженовезе.

В 1964 году Китти Дженовезе направлялась с работы домой и на неё по дороге напал преступник. Он набросился сзади и ранил девушку ножом. Она кричала и звала на помощь, однако никто не откликнулся. Позже, один сосед выглянул из окна и криком спугнул преступника. Однако это не помогло девушке спастись. Через некоторое время, преступник снова вернулся и жестоко убил свою жертву. Как выяснилось позднее, у происшествия было несколько свидетелей которые наблюдали за нападением, но девушке так никто и не помог.

Эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия)

 

Данный эффект основывается на механизмах функционирования памяти и заключается в том, что человек запоминает лучше те события или дела, которые не завершились или по каким-то причинам были прерваны. Согласно исследованиям, незаконченные дела запоминаются практически в два раза лучше, чем те, что были завершены. Этот эффект тесно связан с понятием «закрыть гештальт».

Эффект объясняется тем, что, если какое-то дело было не закончено, у человека сохраняется мотивационное напряжение, которое позволяет помнить об этом незавершенном деле. А когда оно завершается, то напряжение спадает, и информация о нем человек уже не так хорошо помнит.

Люди часто сталкиваются с эффектом Зейгарник в повседневной жизни. Например, официанты обычно хорошо помнят заказы тех посетителей, которые еще не оплатили счет, однако после закрытия чека, информация о заказе быстро забывается.

Также был проведен эксперимент с группой учеников, которые должны были выполнить определенные задания. Через некоторое время экспериментаторы резко прерывали выполнение задания. После чего, ученикам были заданы вопросы относительно содержания всех заданий. В ходе эксперимента было выявлено, что те задания, которые ученики не успели выполнить, отложились в памяти намного лучше. А те задания, которые они завершили, запомнились частично, либо вообще забылись.

Эффект доктора Фокса

 

Эффект заключается в том, что впечатление от выступления оратора, в первую очередь зависит от того, насколько интересно, ярко и эмоционально выступающий преподносит публике информацию, а также от того, насколько он харизматичен и артистичен. При такой подаче информации слушатель может не уловить некоторые логические несоответствия и противоречия, или поверхностность материала.

Эффект возникает, поскольку людям нравится наблюдать за ярким выступлением, и слушать, когда о чем-то рассказывают очень красноречиво и интересно.

Подобная речь, с использованием научных терминов, может полностью скрыть бесполезность и абсурдность материала.

В качестве примера можно привести эксперимент, с участием доктора Фокса, именем которого назван эффект.

Перед публикой со своими лекциями выступали различные люди, среди которых был и доктор Фокс. В конце мероприятия у слушателей поинтересовались мнением относительно его речи. Многие слушатели выражали восторг от выступления, и охарактеризовали его как познавательное и высокопрофессиональное. Однако на вопросы о сути выступления они толком не смогли ни чего ответить.

Эксперимент заключался в том, что доктор Фокс был актером, который согласился участвовать в этом эксперименте, и превосходно подготовил своё выступление, совершенно не разбираясь в теме лекции.

Эффект Google (цифровая амнезия)

Данный эффект выражается в том, что в силу легкодоступности информации и благодаря наличию в наше время гаджетов и удобных электронных поисковых систем, человек все реже обращается к своей памяти, чтобы вспомнить то, что легко можно найти в интернете, не прилагая дополнительных усилий. Таким образом, человек все больше привыкает к тому, что любую информацию, всегда можно найти в интернете, и меньше использует свою память, от чего она ухудшается.

Хорошим примером послужит случай, когда студенту может понадобиться вспомнить некоторые исторические факты, которые он не вспоминал со времен школы. Если он их не вспомнит сразу, то велика вероятность того, что, недолго думая, он обратится к интернету, чтобы найти необходимую информацию.

Напишите нам в редакцию, если мы забыли какой-то интересный эффект.    
Список использованных источников:
  • 1. Немов Р.С. Общая психология. Ощущения и восприятие. – М.: Юрайт, – 2018. – 302 с.
  • 2. Глоссарий психологических терминов. / Под. ред. Н. Губина. – М.: Наука, 1999. – 512 с.
  • 3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  • 4. Sumpter D. Outnumbered: From Facebook and Google to Fake News and Filter-bubbles – The Algorithms That Control Our Lives (featuring Cambridge Analytica). – London: Bloomsbury Publishing, 2018. – 288 p.
  • 5. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
  • 6. Панферов В.Н. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 480 с.
  • 7. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. – London, 1935.
  • 8. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М.: Институт практической психологии, 1998. – 352 с.
  • 9. Matlin M., & Stang D. (1978). The Pollyanna Principle: Selectivity in Language, Memory, and Thought.
  • 10. Парушин Е. Б. Математическая модель и интерпретация эффекта Даннинга-Крюгера // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 319-323.
  • 11. Forer, B. R. (1949). The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility. Journal of Abnormal and Social Psychology, 44.
  • 12. Donald H. Naftulin, John E. Ware, Jr. and Frank A. Donnelly. The Doctor Fox Lecture: A Paradigm of Educational Seduction, Journal of Medical Education 48 (1973).

Автор: Анна Александровна Бибикова, писатель, редактор Источник: https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/791-psychological-effects

Комментариев нет:

Отправить комментарий