понедельник, 4 января 2021 г.

Влияние музыкальных жанров на выполнение задания по проверке памяти: краткий перевод статьи Д. Багтера и Р. Кардена

 

В исследовании рассматривалось влияние двух музыкальных жанров, а также полной тишины на выполнение задания по проверке памяти. 60 респондентов были в случайном порядке разделены на три группы. Затем каждая из групп, играя в карточную игру «Мемори», прослушивала один из жанров музыки (рэп, классическая музыка, полная тишина). Исследователи подсчитывали количество переворачиваний карточек, которое потребовалось для завершения игры, и фиксировали это значение. По результатам однофакторного дисперсионного анализа были выявлены статистически значимые различия между группами. С помощью апостериорного анализа было установлено, что группа, прослушивавшая классическую музыку, справилась с заданием значительно лучше, чем группа слушателей рэпа.

Общая информация, касающаяся иследования

Современной наукой были изучены многие жанры музыки, равно как и их влияние на различные показатели. Так, обнаружено, что классическая музыка способна повышать продажи [2] и влиять на память и когнитивные процессы [9]. Например, исследователи Роше, Шоу и Кай в 1993 году отмечали, что прослушивание классической музыки оказывает благотворное влияние на память и умственные способности [16]. (та самая заметка об положительном влиянии музыки Моцарта«эффекте Моцарта» ). Однако многим другим ученым при повторных исследованиях не удалось достичь того же эффекта [15, 19, 13].

Известно, что около 70% студентов слушают музыку при выполнении домашнего задания [1]. Может показаться, что музыка отвлекает и эффективнее всего – работать в тишине. Однако установлено, что тишина не оказывает никакого влияния на процесс запоминания [1].

Таким образом, в рамках настоящего исследования сформулированы следующие гипотезы:

  1. Между тремя группами испытуемых (теми, кто слушал классическую музыку, рэп или работал в тишине) существуют различия в успешности выполнения задания по поверке памяти.
  2. У группы, прослушивавшей классическую музыку, фиксируется наилучший результат выполнения задания по проверке памяти.

Организация исследования

В исследовании участвовали 60 студентов (24 мужчины и 36 женщин), средний возраст которых составлял 20,25 лет (стандартное отклонение – 2,58). Участники эксперимента были разделены на 3 группы в произвольном порядке. Одна группа прослушивала классическую музыку (Людвиг ван Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор в исполнении Лондонского фестивального оркестра, 1991 г., 48 ударов в минуту [12]). Вторая группа прослушивала рэп (Kempi - Coke Moet Gepushed Worden, 120 ударов в минуту [10]). С целью минимизации отвлечения респондентов была выбрана инструментальная версия рэп-композиции, уровень громкости обеих мелодий был одинаковым. Третья группа работала в тишине. Зависимая переменная – общее количество переворачиваний карт, которое потребовалось респонденту для завершения игры «Мемори» [4].

Результаты проведенного исследования и выводы

Первая гипотеза предполагала, что между группами, которые слушали классическую музыку, рэп или работали в тишине, существуют различия в успешности выполнения задания по поверке памяти (игра «Мемори»). Полученные данные были проанализированы с применением однофакторного дисперсионного анализа (Таблица 1). Между группами обнаружены статистически значимые различия (F (2,57)  ═ 3,97, p ═ 0,02).

Таблица 1. Различия в выполнении задания по поверке памяти (игра «Мемори») между тремя группами испытуемых. Результаты однофакторного дисперсионного анализа

Группа

Количество человек

Средний показатель (количество переворачиваний карт)

Стандартное отклонение

Классическая музыка

20

100,10

30,119

Рэп

20

136,10

37,313

Тишина

20

104,85

32,793

Вторая гипотеза также подтвердилась, однако статистически значимые различия между группами не выявлены. При помощи апостериорного анализа было установлено, что группа, прослушавшая классическую музыку, справилась с заданием значительно лучше, чем группа, прослушивавшая рэп (Таблица 2).

Таблица 2. Сравнение трех групп по среднему показателю. Апостериорный анализ данных.

 

 

Средняя разница (I – J)

Статистическая значимость

Сравниваемая группа (I)

Остальные группы (J)

Классическая музыка

Рэп

-36,000

0,042

Тишина

-4,750

0,943

Рэп

Классическая музыка

36,000

0,042

Тишина

31,250

0,088

Тишина

Классическая музыка

4,750

0,943

Рэп

31,250

0,088

Результаты этого исследования согласуются с данными, полученными Халламом, Прайсом и Кацару [9], согласно которым успокаивающая музыка, в отличие от динамичной, способна улучшать память и когнитивные процессы.

В данном исследовании отмечены некоторые ограничения. Первое из них – причины, с которыми могли бы быть связаны такие результаты, пока не известны. Диббен и Уильямсон предположили, что рэп отвлекает респондентов от выполнения задания, в связи с чем эффективность работы падает [5]. Возможно, результаты группы, которая слушала классическую музыку, были лучше по причине большей сосредоточенности респондентов. Не исключено, что расслабляющая музыка в целом способна улучшать качество работы.

Второе ограничение настоящего исследования – количество рассматриваемых музыкальных жанров (были выбраны только классическая музыка и рэп).

Исходя из полученных результатов, нами были сформулированы рекомендации для проведения дальнейших исследований по этой теме:

  1. Выяснить, имел ли место благотворный эффект, оказываемый спокойной музыкой (такой как классическая), или динамичная музыка сама по себе отвлекает от задания. Возможно, проявляются сразу оба эффекта.
  2. Изучить влияние других музыкальных жанров (как динамичных, так и спокойных). Это поможет ответить на вопрос, распространяется ли эффект на всю динамичную/спокойную музыку или характерен только для данного жанра каждого типа музыки.
  3. Определить влияние рэп- и классической музыки на другие когнитивные процессы.
Список использованных источников:
  1. Anderson, S. A., & Fuller, G. B. (2010). Effect of Music on Reading Comprehension of Junior. School Psychology Quarterly, 25, 178-187.
  2. Areni, C., & Kim, D. (1993). The influence of background music on shopping behavior. Advances in Consumer Research, 20, 336-340.
  3. Blanchard, B.E. (1979).The effect of music on pulse-rate, blood pressure and final exam scores of University Students. The Journal of Sports Medicine,19,305-307.
  4. Concentration (1979). Milton Bradley.
  5. Dibben, N., & Williamson, V. J. (2007). An exploratory survey of in-vehicle music listening. Psychology of Music, 35, 571-589. Eskritt, M., & Lee, K. (2005). Remember Where You Last Saw That Card. Developmental Psychology, 38, 254-266.
  6. Freeburne, M. S., & Fleischer, C. M. (1952). The effect of music distraction upon reading rate and comprehension . Journal of Educational Psychology, 43, 101-109.
  7. Furnham, A., & Stephenson, R. (2007). Musical distracters, personality type and cognitive performance in school children. Psychology of Music, 35, 403-420.
  8. Hallam, S, Price, J. and Katsarou, G (2002) The effects of background music on primary school pupil's task performance. Educational Studies, 28, 111-122.
  9. Kempi (2007). Coke moet gepushed worden (instrumental version). Mixtape 2 Rap 'n Borie, Top Notch. Baarn, the Netherlands.
  10. Konecni, V. J. (1982). Social interaction and musical preference, in D. Deutsh (ed.). The Psychology of Music, (pp. 497 516). New York: Academic Press.
  11. London Festival Orchestra (1991). 1811: Beethoven Piano Concerto No. 5 in e flat major, Op.73. The Emperor Concerto. Hilversum, the Netherlands.
  12. McKelvie, P. & Low, J. (2002). Listening to Mozart does not improve children's spatial ability: Final curtains for the Mozart effect. British Journal of Developmental Psychology, 20, 241-258.
  13. Patton, J. E. & Offenbach, S. I. (1978). Effects of visual and auditory distracters on learning disabled and normal children's recognition memory performance. Journal of Educational Psychology, 70, 788-795.
  14. Pietschnig J., Voracek M., Formann A. K. (2010) Mozart effect-Shozart effect: A meta-analysis. Intelligence, 38, 314.
  15. Rauscher F. H., Shaw G. L., Ky K. N. (1993) Music and spatial task performance. Nature, 365, 611. 89 MPS I The Effect of Music Genre I Bugter & Carden I pgs. 87 - 90
  16. Roy, S. E. (2009). The effects of different types of music on cognitive processes. National Undergraduate Research Clearinghouse. Retrieved April 18, 2011, from http://clearinghouse.missouriwestern.edu/manuscripts/304.php
  17. Smith, C., & Morris, L. (1977). Differential effects of simulative and sedative music on anxiety, concentration, and performance. Psychological Reports, 41, 1047-1053.
  18. Spintge, R. and Droh, R. (eds.)(1987). Musik in der Medizin : neurophysiologische Grundlagen, klinische Applikationen, geisteswissenschaftliche Einordnung = Music in medicine : neurophysiological basis, clinical applications, aspects in the humanities. New York, NY, US: Springer-Verlag Publishing (1987), 427.
  19. Steele, K. M., Bass, K. E., & Crook, M. D. (1999). The mystery of the Mozart effect: Failure to replicate. Psychological Science, 10, 366-369.

Авторы: Даррах Багтер, Рэнди Карден (Университет Тревекка Назарян, Нэшвилл, штат Теннесси, США)

Переведено на русский: 2020 г., Матыченко Ю.В., педагог-психолог

Переведено при поддержке журнала © ПсихоПоиск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна Источник: https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/789-influence-of-musical-genres

Комментариев нет:

Отправить комментарий